КПП 154 КАМАЗ

КПП 154 КАМАЗ

КПП помогает осуществлять изменения в крутящем моменте мотора и последующей передаче этого момента на рабочие мосты. КПП 154 относится к 15 модельному ряду. Главным отличием ее от предыдущего поколения является делитель.

Принцип устройства КПП автомобиля КАМАЗ, описание особенностей

В оснащение автомобиля КамАЗ входят 2 типа КПП: имеющие пять и десять ступеней. Конструкция 10-ступенчатой КПП включает в себя основную 5-ступенчатую КПП с передаточными числами и передний 2-ступенчатый редуктор-делитель с передаточными числами. Благодаря этому делителю автомобиль имеет целых 10 передних и 2 задние скорости.

В 5-ступенчатую КПП входят:

  • Картер коробки передач, в котором смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями, а также синхронизаторы и подшипники;
  • Обособленный блок шестерен задних передач;
  • механизм переключения передач в отдельном блоке в верхней части коробки;
  • Делитель передач, прикрепленный к переднему торцу картера кпп 154 камаз.
  • Крышки с уплотнительными прокладками, которые закрывают подшипники валов, при этом наружная обойма подшипника является центрующей для крышки заднего подшипника первичного вала.
  • Наружная обойма заднего подшипника 29 ведомого вала является центрующей для крышки 27 заднего подшипника ведомого вала, крепящейся к заднему торцу картера КПП-154 Камаз.
  • Манжета с пыльником, установленная в задней части крышки и имеющая рабочую кромку с левой насечкой.
  • Правая стенка картера имеет расточку в прилавках. В эту расточку запрессована ось блока шестерен заднего хода, закрепляющаяся от выпадения. Сама шайба прикручена болтом со сверлением, куда для уплотнения резьбового соединения и избежания вытекания смазки вставляется пластмассовый штифт.
  • С правой стороны картера есть горловина для заливки масла в КП. Она закрывается пробкой, в которую встроен щуп для контроля уровня.
  • Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Сливная пробка, ввернутая в бобышки, располагается внизу картера. Она снабжена магнитом, способным улавливать находящиеся в масле металлические частицы.
  • На 2х сторонах картера располагаются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрываются крышками с уплотнительными прокладками. ГОСТ для люков- 12323.
  • Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности во время движения автомобиля недопустим.
  • Правая верхняя часть задней стенки имеет карман для масла, в который его забрасывает вращением шестерен. Сверление в стенке картера пропускает масло из кармана в полость задней крышки ведомого вала, так происходит смазывание червячной пары привода спидометра.
 1-ая Передача2-ая Передача3-я Передача4-ая Передача5-ая ПередачаR
П7,824,032,51,531,007,38
Н6,383,292,041,250,8156,02

Первичный вал устанавливается на 2-х шариковых подшипниках. Передний подшипник находится в гнезде коленчатого вала, задний — в расточке переднего торца картера КП. Опорой ведущему валу служит стопорное кольцо, защищающее его от сдвигов.

Первичный вал выполнен совместно с шестерней. Передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник и имеет шлицы. На шлицах установлены ступицы ведомых дисков сцепления. Шестерня первичного вала косозубая, постоянно находится в зацепленном состоянии с шестерней привода промежуточного вала. Она состоит из внутреннего зубчатого венца, применяемого для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора, и внутреннего цилиндрического отверстия для установки переднего роликового подшипника ведомого вала.

Промежуточный вал выполнен совместно с венцами шестерен 1й и 2й передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 3й и 4й передач и шестерня привода промежуточного вала.

Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. Упорное кольцо с внутренними шлицами закрепляет шестерни 3й и 4й передач. Расположение шлицев кольца такое, что они находятся напротив шлицев вала. Кольцо удерживает от проворачивания подпружиненная замковая шпонка.
Подшипники шестерен получают масло, подающееся масло-нагнетающим устройством ведущего вала, через просверленный канал по оси ведомого вала.
Синхронизаторы инерционного типа (2 штуки) отвечают за безударное переключение передач: 2й, 3й, 4й, 5й.
Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки и образован:

  • штоками (3 шт);
  • вилками переключения (3 шт);
  • головками штоков (2 шт);
  • фиксаторами (3 шт);
  • предохранителями включения 1й передачи и заднего хода;
  • замками штоков. Замок штоков образуется 2мя парами шариков и штифтом. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Шарики имеют такие диаметры, что с данным межштоковым расстоянием в случае перемещения штока из среднего положения, они имеют возможность выйти из лунок перемещаемого и входят в лунки неподвижных штоков.
На крышке механизма переключения расположена опора рычага ПП. Справа в ней имеется установочный винт, фиксирующий нейтральное положение рычага. При рабочем положении винт должен быть вывернут.
Сам делитель передач образуется:

  • Цилиндрическими шестернями;
  • Ведущим и промежуточным валами;
  • Синхронизатором и механизмом ПП с пневманическим управлением.

Устанавливаемые между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника металлические прокладки (02, 03 мм) регулируют осевой ход ведущего вала. Эвольвентные шлицы для пальчикового синхронизатора на конце вала разделены 2 проточками на 3 венца. Зубья крайних венцов тоньше, чем у среднего, что позволяет создать «замок» для предотвращения самовыключения передач в делителе.
2 роликовых подшипника являются основой для вращающейся на них шестерни ведущего вала. Масло при помощи масло-нагнетающего кольца подается через наклонные сверления ведущего вала во внутреннюю полость последнего, после чего оказывается в каналах ведущего и ведомого валов основной КП.
Механизм переключения делителя передач находится в левой части картера делителя.

Составляющие дистанционного привода управления КП

В дистанционный привод входят:

  • качающийся рычаг ПП;
  • опора рычага ПП, укрепленная на переднем торце блока цилиндров двигателя;
  • тяга и реактивная тяга. Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами;
  • ось, шплинтующаяся на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка; шайбы и гайки.

Схема работы коробки передач с делителем

Переключение передач на КамАзе практически не отличается от переключения на легковых автомобилях, не считая одного момента: перевод рычага КП с передачи на передачу нужно осуществлять поэтапно.
У КПП КамАЗа существует 2 режима, предназначенные для максимального снижения нагрузки на двигатель при полной загруженности автомобиля, но при этом не допускать его полносильной работы при отсутствии груза:

  • Повышенный (В);
  • Пониженный (Н);

Как обслуживать КП на КамАз

Техническое обслуживание заключается в:

  • регулировке привода переключения скоростей;
  • регулировке величины зазора в клапане активации делителя;
  • а также в периодическом обновлении масла.
  1. Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя:
    Сначала проводится проверка регулировки привода выключения сцепления; регулировка производится по мере необходимости;
    Гайки упора штока клапана, располагающиеся на толкателе поршня пневмоусилителя, расстопориваются и отворачиваются. Контрольный вывод контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов подсоединяется к манометру. Давление в контуре доводится до 7-7,5 кгс/см;
    Педаль сцепления выжимается до упора; упор штока клапана включения делителя подводится до соприкосновения с ограничителем штока клапана и перемещается в сторону штока клапана. Получившийся зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока должен быть 0,2 — 0,3 мм. В таком положении упор штока клапана закрепляется гайками и застопоривается отгибными шайбами. Если давление в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы упало до 6,2 кгс/см2, можно увеличить зазор до 0,6 мм.
    Далее шток и крышка клапана закрываются резиновым пылепредохранителем;
  2. Проверка масла. Пробка маслозаливной горловины выворачивается, указатель вытирается чистой тряпкой и вставляется в заливное отверстие до тех пор, пока пробка не упрется в резьбу. Закручивать не нужно.
  3. Замена масла производится не реже раза в год, но только если машина проезжает менее 90 000 км. Если автомобиль задействован в тяжелой работе, то количество раз смены масла значительно увеличивается. Поэтому при принятии решения о замене отталкиваться нужно не от рекомендаций производителя, а от эксплуатационных условий конкретного автомобиля. При замене горячее масло сливается через сливные отверстия (для этого выворачиваются пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач). Магниты сливных пробок очищаются от грязи и металлических частиц. Картеры коробки и делителя промываются чистым маслом. Чистое масло заливается в КП, которую нужно на нейтральной передаче прокручивать двигателем на протяжении 10 мин; далее масло из КП сливается, вворачиваются сливные пробки и до верхней метки указателя уровня заливается смазка ТСп-1.5К. После этого нужно снова прокрутить КП на нейтральную передачу 3-5 минут. Если после всех манипуляций при замере уровня он окажется недостаточным, значит, масло надо долить. Масло обязательно должно быть горячим, т.к. чем выше его температура, тем ниже вязкость.

Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка

Снятие КП включает

    1. Масло сливается из картера;
    2. Затем следует наклонение кабины и съем щитов пола для получения доступа к КП;
    3. Отсоединение аккумулятора от электроцепи, отсоединение вывода, соединяющего выключатель массы с рамой;
    4. Отсоединение и вытаскивание провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
    5. Шланг, служащий соединением впускного трубопровода двигателя и соединительной трубы воздухоочистителя, снимается. Для этого надо вывернуть гайки и вытащить болты стяжных хомутов;
    6. Разъединение штекерных соединений тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
    7. Отсоединение кронштейнов крепления глушителя к картеру делителя;
    8. Снимаем пневмоусилитель гидропривода сцепления;
    9. Фланец-вилка карданного вала среднего моста отсоединяется от фланца ведомого вала коробки передач посредством отворачивания гаек болтов крепления, снятия пружинных шайб и вынимания болтов;
    10. Соединительный шланг трубы эжектора снимается после ослабления стяжных лент;
    11. Воздухопроводы отсоединяются от крана управления тормозными механизмами прицепа с 2-проводным приводом;
    12. Ослабление болтов крепления передних опор силового агрегата;
    13. Отворачивание гаек болтов крепления задних опор двигателя; изъятие болтов;
    14. Выворачивание болтов балки, служащей для поддержания опоры к раме;
    15. Выворачивание болтов крепления поддерживающей опоры КП к поперечной балке;
    16. Вывешивание силового агрегата за рым-болты КП;
    17. Подкладывание деревянных подставок под переднюю и заднюю половины 2-й поперечины рамы и опускание силового агрегата;

Важно! Толщина подставок должна позволять кронштейнам задних опор быть выше подушек на 50 мм.

  1. Выворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления коробкой передач;
  2. Разъединение передней тяги с рычагом, снятие резинового чехла, вынимание шарика и пружины из шаровой головки наконечника рычага;
  3. Отсоединение 3-х болтов воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверение болтов крепления стартера;
    Выворачивание болтов, крепящих сцепление или картер делителя на картер маховика двигателя с помощью установки цепных захватов подъемного приспособления за рым-болты на КП;
  4. Снятие коробки передач и установка ее на тележке.

План установки коробки передач

Важно! Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158;

  1. Поднятие КП и установка ее на место с предварительным постановлением муфты выключения сцепления, шланга для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжных пружин.
  2. Вворачивание болтов крепления картера делителя к картеру маховика двигателя.
  3. Вворачивание болтов крепления стартера;
  4. Подсоединение трубопроводов управления делителем к соединительной колодке.
  5. Соединение передней тяги с рычагом с предварительным вставлением шарика и пружины в шаровую головку рычага;
  6. Вворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления механизмом передач;
  7. Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач;
  8. Вывешивание силового агрегата за рым-болты коробки передач;
  9. Вворачивание болтов крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, после чего происходит вынимание деревянных брусков из-под второй поперечной рамы и опущение силового агрегата на опоры;
  10. Вворачивание болтов крепления балки поддерживающей опоры к раме;
  11. Вставление болтов в отверстия задних опор силового агрегата с последующим закручиванием самоконтрящихся гаек;
  12. Затягивание болтов крепления передних опор силового агрегата;
  13. Подсоединение воздухопроводов к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;
  14. Надевание соединительного шланга трубы эжектора и закрепление его стяжными лентами;
  15. Совмещение отверстий фланца вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца вторичного вала КП;
  16. Вставление в отверстия болтов, надевание пружинных шайб, закручивание гаек.
  17. Установка пневмоусилителя гидропривода сцепления;
  18. Присоединение кронштейна крепления глушителя к картеру КП;
  19. Соединение штекерных разъемов тахометра, тахографа, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
  20. Соединение штекерных разъемов тахометра;
  21. Надевание шланга, соединяющего впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя;
  22. Надевание стяжных хомутов и закрепление шланга;
  23. Подсоединение провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
  24. Подсоединение вывода включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике);
  25. Соединение аккумуляторных батарей с электрической цепью автомобиля;
  26. Возмещение щитов пола;
  27. Заливание масла в картер КП;
  28. Опускание кабины;
  29. Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода педали сцепления.

Ремонт делителя КПП автомобилей КаМаз

Возможные поломки

  • Шариковые подшипники первичного и вторичного валов неисправны;
  • Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи;
  • Вал и шестерня повреждены роликами;
  • Зубья шестерен сломаны;
  • Крепежные болты опорной шайбы вторичного вала раскручены;
  • Для исправления неполадок делитель нужно разобрать, выявить проблемное место, заменить детали и собрать устройство обратно.

Разборка

  • Снятие вилки включения передач;
  • Снятие синхронизатора;
  • Одновременное снятие вилки выжимного подшипника и вала;
  • Раскручивание и снятие крышки заднего подшипника первичного вала;
  • Снятие первичного вала и подшипника, после которого необходимо совмещение выреза ведущей шестерни с зубьями промежуточного вала;
  • Снятие крышки шарикового подшипника промежуточного вала. Для этого есть специально предусмотренная резьба в отверстиях крышки;
  • Снятие опорной шайбы подшипника и роликового подшипника вторичного вала;
  • Изъятие подшипника совместно со стаканом;
  • Выбивание деревянным бруском вала из шарикового подшипника;
  • Изъятие подшипника из корпуса делителя;
  • Далее происходит разборка первичного вала. Он разбирается раскручиванием стяжной гайки с левой резьбой, затем происходит снятие маслонагнетательной шайбы, подшипника с втулкой, ведущей шестерни и роликовых подшипников;
  • При необходимости происходит замена деталей.

Сборка происходит по следующему принципу

  • Сначала устанавливается промежуточный вал;
  • Далее собирается первичный вал;
  • Устанавливаются синхронизатор и вилка;
  • В картере устанавливается первичный вал;
  • Устанавливается вал переключения передач;
  • Размещаются вилка сцепления и воздушный переключатель делителя.