КПП 154 КАМАЗ
Содержание
КПП помогает осуществлять изменения в крутящем моменте мотора и последующей передаче этого момента на рабочие мосты. КПП 154 относится к 15 модельному ряду. Главным отличием ее от предыдущего поколения является делитель.
Принцип устройства КПП автомобиля КАМАЗ, описание особенностей
В оснащение автомобиля КамАЗ входят 2 типа КПП: имеющие пять и десять ступеней. Конструкция 10-ступенчатой КПП включает в себя основную 5-ступенчатую КПП с передаточными числами и передний 2-ступенчатый редуктор-делитель с передаточными числами. Благодаря этому делителю автомобиль имеет целых 10 передних и 2 задние скорости.
В 5-ступенчатую КПП входят:
- Картер коробки передач, в котором смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями, а также синхронизаторы и подшипники;
- Обособленный блок шестерен задних передач;
- механизм переключения передач в отдельном блоке в верхней части коробки;
- Делитель передач, прикрепленный к переднему торцу картера кпп 154 камаз.
- Крышки с уплотнительными прокладками, которые закрывают подшипники валов, при этом наружная обойма подшипника является центрующей для крышки заднего подшипника первичного вала.
- Наружная обойма заднего подшипника 29 ведомого вала является центрующей для крышки 27 заднего подшипника ведомого вала, крепящейся к заднему торцу картера КПП-154 Камаз.
- Манжета с пыльником, установленная в задней части крышки и имеющая рабочую кромку с левой насечкой.
- Правая стенка картера имеет расточку в прилавках. В эту расточку запрессована ось блока шестерен заднего хода, закрепляющаяся от выпадения. Сама шайба прикручена болтом со сверлением, куда для уплотнения резьбового соединения и избежания вытекания смазки вставляется пластмассовый штифт.
- С правой стороны картера есть горловина для заливки масла в КП. Она закрывается пробкой, в которую встроен щуп для контроля уровня.
- Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Сливная пробка, ввернутая в бобышки, располагается внизу картера. Она снабжена магнитом, способным улавливать находящиеся в масле металлические частицы.
- На 2х сторонах картера располагаются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрываются крышками с уплотнительными прокладками. ГОСТ для люков- 12323.
- Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности во время движения автомобиля недопустим.
- Правая верхняя часть задней стенки имеет карман для масла, в который его забрасывает вращением шестерен. Сверление в стенке картера пропускает масло из кармана в полость задней крышки ведомого вала, так происходит смазывание червячной пары привода спидометра.
1-ая Передача | 2-ая Передача | 3-я Передача | 4-ая Передача | 5-ая Передача | R | |
---|---|---|---|---|---|---|
П | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | 7,38 |
Н | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | 6,02 |
Первичный вал устанавливается на 2-х шариковых подшипниках. Передний подшипник находится в гнезде коленчатого вала, задний — в расточке переднего торца картера КП. Опорой ведущему валу служит стопорное кольцо, защищающее его от сдвигов.
Первичный вал выполнен совместно с шестерней. Передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник и имеет шлицы. На шлицах установлены ступицы ведомых дисков сцепления. Шестерня первичного вала косозубая, постоянно находится в зацепленном состоянии с шестерней привода промежуточного вала. Она состоит из внутреннего зубчатого венца, применяемого для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора, и внутреннего цилиндрического отверстия для установки переднего роликового подшипника ведомого вала.
Промежуточный вал выполнен совместно с венцами шестерен 1й и 2й передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 3й и 4й передач и шестерня привода промежуточного вала.
Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. Упорное кольцо с внутренними шлицами закрепляет шестерни 3й и 4й передач. Расположение шлицев кольца такое, что они находятся напротив шлицев вала. Кольцо удерживает от проворачивания подпружиненная замковая шпонка.
Подшипники шестерен получают масло, подающееся масло-нагнетающим устройством ведущего вала, через просверленный канал по оси ведомого вала.
Синхронизаторы инерционного типа (2 штуки) отвечают за безударное переключение передач: 2й, 3й, 4й, 5й.
Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки и образован:
- штоками (3 шт);
- вилками переключения (3 шт);
- головками штоков (2 шт);
- фиксаторами (3 шт);
- предохранителями включения 1й передачи и заднего хода;
- замками штоков. Замок штоков образуется 2мя парами шариков и штифтом. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Шарики имеют такие диаметры, что с данным межштоковым расстоянием в случае перемещения штока из среднего положения, они имеют возможность выйти из лунок перемещаемого и входят в лунки неподвижных штоков.
На крышке механизма переключения расположена опора рычага ПП. Справа в ней имеется установочный винт, фиксирующий нейтральное положение рычага. При рабочем положении винт должен быть вывернут.
Сам делитель передач образуется:
- Цилиндрическими шестернями;
- Ведущим и промежуточным валами;
- Синхронизатором и механизмом ПП с пневманическим управлением.
Устанавливаемые между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника металлические прокладки (02, 03 мм) регулируют осевой ход ведущего вала. Эвольвентные шлицы для пальчикового синхронизатора на конце вала разделены 2 проточками на 3 венца. Зубья крайних венцов тоньше, чем у среднего, что позволяет создать «замок» для предотвращения самовыключения передач в делителе.
2 роликовых подшипника являются основой для вращающейся на них шестерни ведущего вала. Масло при помощи масло-нагнетающего кольца подается через наклонные сверления ведущего вала во внутреннюю полость последнего, после чего оказывается в каналах ведущего и ведомого валов основной КП.
Механизм переключения делителя передач находится в левой части картера делителя.
Составляющие дистанционного привода управления КП
В дистанционный привод входят:
- качающийся рычаг ПП;
- опора рычага ПП, укрепленная на переднем торце блока цилиндров двигателя;
- тяга и реактивная тяга. Вилка тяги крепится к опоре рычага посредствам оси втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами;
- ось, шплинтующаяся на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы, стальная втулка; шайбы и гайки.
Схема работы коробки передач с делителем
Переключение передач на КамАзе практически не отличается от переключения на легковых автомобилях, не считая одного момента: перевод рычага КП с передачи на передачу нужно осуществлять поэтапно.
У КПП КамАЗа существует 2 режима, предназначенные для максимального снижения нагрузки на двигатель при полной загруженности автомобиля, но при этом не допускать его полносильной работы при отсутствии груза:
- Повышенный (В);
- Пониженный (Н);
Как обслуживать КП на КамАз
Техническое обслуживание заключается в:
- регулировке привода переключения скоростей;
- регулировке величины зазора в клапане активации делителя;
- а также в периодическом обновлении масла.
- Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя:
Сначала проводится проверка регулировки привода выключения сцепления; регулировка производится по мере необходимости;
Гайки упора штока клапана, располагающиеся на толкателе поршня пневмоусилителя, расстопориваются и отворачиваются. Контрольный вывод контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов подсоединяется к манометру. Давление в контуре доводится до 7-7,5 кгс/см;
Педаль сцепления выжимается до упора; упор штока клапана включения делителя подводится до соприкосновения с ограничителем штока клапана и перемещается в сторону штока клапана. Получившийся зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока должен быть 0,2 — 0,3 мм. В таком положении упор штока клапана закрепляется гайками и застопоривается отгибными шайбами. Если давление в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы упало до 6,2 кгс/см2, можно увеличить зазор до 0,6 мм.
Далее шток и крышка клапана закрываются резиновым пылепредохранителем; - Проверка масла. Пробка маслозаливной горловины выворачивается, указатель вытирается чистой тряпкой и вставляется в заливное отверстие до тех пор, пока пробка не упрется в резьбу. Закручивать не нужно.
- Замена масла производится не реже раза в год, но только если машина проезжает менее 90 000 км. Если автомобиль задействован в тяжелой работе, то количество раз смены масла значительно увеличивается. Поэтому при принятии решения о замене отталкиваться нужно не от рекомендаций производителя, а от эксплуатационных условий конкретного автомобиля. При замене горячее масло сливается через сливные отверстия (для этого выворачиваются пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач). Магниты сливных пробок очищаются от грязи и металлических частиц. Картеры коробки и делителя промываются чистым маслом. Чистое масло заливается в КП, которую нужно на нейтральной передаче прокручивать двигателем на протяжении 10 мин; далее масло из КП сливается, вворачиваются сливные пробки и до верхней метки указателя уровня заливается смазка ТСп-1.5К. После этого нужно снова прокрутить КП на нейтральную передачу 3-5 минут. Если после всех манипуляций при замере уровня он окажется недостаточным, значит, масло надо долить. Масло обязательно должно быть горячим, т.к. чем выше его температура, тем ниже вязкость.
Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка
Снятие КП включает
-
- Масло сливается из картера;
- Затем следует наклонение кабины и съем щитов пола для получения доступа к КП;
- Отсоединение аккумулятора от электроцепи, отсоединение вывода, соединяющего выключатель массы с рамой;
- Отсоединение и вытаскивание провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
- Шланг, служащий соединением впускного трубопровода двигателя и соединительной трубы воздухоочистителя, снимается. Для этого надо вывернуть гайки и вытащить болты стяжных хомутов;
- Разъединение штекерных соединений тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
- Отсоединение кронштейнов крепления глушителя к картеру делителя;
- Снимаем пневмоусилитель гидропривода сцепления;
- Фланец-вилка карданного вала среднего моста отсоединяется от фланца ведомого вала коробки передач посредством отворачивания гаек болтов крепления, снятия пружинных шайб и вынимания болтов;
- Соединительный шланг трубы эжектора снимается после ослабления стяжных лент;
- Воздухопроводы отсоединяются от крана управления тормозными механизмами прицепа с 2-проводным приводом;
- Ослабление болтов крепления передних опор силового агрегата;
- Отворачивание гаек болтов крепления задних опор двигателя; изъятие болтов;
- Выворачивание болтов балки, служащей для поддержания опоры к раме;
- Выворачивание болтов крепления поддерживающей опоры КП к поперечной балке;
- Вывешивание силового агрегата за рым-болты КП;
- Подкладывание деревянных подставок под переднюю и заднюю половины 2-й поперечины рамы и опускание силового агрегата;
Важно! Толщина подставок должна позволять кронштейнам задних опор быть выше подушек на 50 мм.
- Выворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления коробкой передач;
- Разъединение передней тяги с рычагом, снятие резинового чехла, вынимание шарика и пружины из шаровой головки наконечника рычага;
- Отсоединение 3-х болтов воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверение болтов крепления стартера;
Выворачивание болтов, крепящих сцепление или картер делителя на картер маховика двигателя с помощью установки цепных захватов подъемного приспособления за рым-болты на КП; - Снятие коробки передач и установка ее на тележке.
План установки коробки передач
Важно! Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158;
- Поднятие КП и установка ее на место с предварительным постановлением муфты выключения сцепления, шланга для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжных пружин.
- Вворачивание болтов крепления картера делителя к картеру маховика двигателя.
- Вворачивание болтов крепления стартера;
- Подсоединение трубопроводов управления делителем к соединительной колодке.
- Соединение передней тяги с рычагом с предварительным вставлением шарика и пружины в шаровую головку рычага;
- Вворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления механизмом передач;
- Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач;
- Вывешивание силового агрегата за рым-болты коробки передач;
- Вворачивание болтов крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, после чего происходит вынимание деревянных брусков из-под второй поперечной рамы и опущение силового агрегата на опоры;
- Вворачивание болтов крепления балки поддерживающей опоры к раме;
- Вставление болтов в отверстия задних опор силового агрегата с последующим закручиванием самоконтрящихся гаек;
- Затягивание болтов крепления передних опор силового агрегата;
- Подсоединение воздухопроводов к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;
- Надевание соединительного шланга трубы эжектора и закрепление его стяжными лентами;
- Совмещение отверстий фланца вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца вторичного вала КП;
- Вставление в отверстия болтов, надевание пружинных шайб, закручивание гаек.
- Установка пневмоусилителя гидропривода сцепления;
- Присоединение кронштейна крепления глушителя к картеру КП;
- Соединение штекерных разъемов тахометра, тахографа, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
- Соединение штекерных разъемов тахометра;
- Надевание шланга, соединяющего впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя;
- Надевание стяжных хомутов и закрепление шланга;
- Подсоединение провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
- Подсоединение вывода включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике);
- Соединение аккумуляторных батарей с электрической цепью автомобиля;
- Возмещение щитов пола;
- Заливание масла в картер КП;
- Опускание кабины;
- Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода педали сцепления.
Ремонт делителя КПП автомобилей КаМаз
Возможные поломки
- Шариковые подшипники первичного и вторичного валов неисправны;
- Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи;
- Вал и шестерня повреждены роликами;
- Зубья шестерен сломаны;
- Крепежные болты опорной шайбы вторичного вала раскручены;
- Для исправления неполадок делитель нужно разобрать, выявить проблемное место, заменить детали и собрать устройство обратно.
Разборка
- Снятие вилки включения передач;
- Снятие синхронизатора;
- Одновременное снятие вилки выжимного подшипника и вала;
- Раскручивание и снятие крышки заднего подшипника первичного вала;
- Снятие первичного вала и подшипника, после которого необходимо совмещение выреза ведущей шестерни с зубьями промежуточного вала;
- Снятие крышки шарикового подшипника промежуточного вала. Для этого есть специально предусмотренная резьба в отверстиях крышки;
- Снятие опорной шайбы подшипника и роликового подшипника вторичного вала;
- Изъятие подшипника совместно со стаканом;
- Выбивание деревянным бруском вала из шарикового подшипника;
- Изъятие подшипника из корпуса делителя;
- Далее происходит разборка первичного вала. Он разбирается раскручиванием стяжной гайки с левой резьбой, затем происходит снятие маслонагнетательной шайбы, подшипника с втулкой, ведущей шестерни и роликовых подшипников;
- При необходимости происходит замена деталей.
Сборка происходит по следующему принципу
- Сначала устанавливается промежуточный вал;
- Далее собирается первичный вал;
- Устанавливаются синхронизатор и вилка;
- В картере устанавливается первичный вал;
- Устанавливается вал переключения передач;
- Размещаются вилка сцепления и воздушный переключатель делителя.